понедельник, 21 декабря 2015 г.

Маршрут Памяти: Лом - Столбищи - Рождественное

Сегодня я расскажу про поход по маршруту выходного дня по населенным пунктам Лом - Столбищи - Рождественное. Мы узнаем вместе, как выглядят памятники погибшим воинам в этих селах, как до них дойти и в каком они состоянии.





Схема маршрута с основными точками:


На покорение данного маршрута отправляемся командой - я и Иван. На дворе середина декабря, но погода не балует морозцем - на улице сырость, температура трепыхается в районе нуля градусов. Командный сбор объявляем на 8 часов утра на вокзале Ярославль-Главный. Нам необходимо добраться до станции Лом, именно оттуда начинается маршрут. Поезд до Рыбинска отправляется около 9 часов утра, и ехать нам надо именно на нем. Покупаем билеты, ждем прибытия паровоза, занимаем места... В-общем, ничего необычного. За грязным окном вагона и не зима вовсе.


Электричка трогается, и около полутора часов пути мы разговариваем на различные темы. Спустя указанное время выходим на нужной нам станции. На платформе нас встречает вот такое вот старинное здание вокзала с пластиковыми окнами:


и неожиданно наступившая снежная зима, покрывшая белым "ковром" дорогу, ведущую от платформы в центр села:


Идем по дороге в поисках памятника погибшим воинам. Глаз цепляется за такой весьма интересный элемент дорожной инфраструктуры - персональный знак, на выезде из сарая призван напомнить водителю, о его необходимости уступить дорогу.


Вскоре доходим до небольшой площади: старое, заброшенное здание АТС, небольшая детская площадка и стела - вот все что ее окружает.


Как понимаю, стела выполнена в виде клинка от штык-ножа. Стоит на постаменте и огорожена столбиками с цепочками.


Вид сзади:


Вид поближе. Венки не были закреплены, поэтому ветер раскидал их, но их довольно много:


На постаменте - плита с выгравированным текстом.


Кстати, сама плита, постамент и заборчик, подверглись реконструкции, вероятно, на 70-летие Победы. Вот так монумент выглядел ранее (фото взял с сайта: http://www.adm.yar.ru/):




После осмотра памятника - возвращаемся назад, необходимо уточнить местоположение второго мемориала - братской могилы погибших при бомбардировке эшелона. Дело в том, что в паспорте этого объекта, на сайте http://www.adm.yar.ru/ есть схема расположения, но сопоставляя ее со спутниковыми снимками и картой, я не смог установить более-менее точного месторасположения.
Вот выдержка из паспорта братской могилы, как видим, есть и подписи и печати, но вот только схема не верна:



Для получения информации о расположении памятника, идем в магазин - это единственное место, где можно застать человека. Вот этот лабаз:


Получив весьма примерную информацию, суть которой заключается в том, что нам надо двигаться по жд в сторону Рыбинска, возвращаемся на станцию и следуем в указанном нам направлении.


Точного расстояния до могилы - не знаем, идти по железке - не удобно, т.к. все знают, как расположены шпалы, периодически оглядываемся, чтоб не попасть под поезд - ветка тут одна в обе стороны. Оглядываемся не зря - сзади нас догнал товарняк, тот что на фотографии выше. А самое главное, в неизвестность уходит время. Его, на самом деле, не так много, идти по запланированному маршруту прилично, а световой день весьма короток. Вся эта неопределенность подрывала развернуться и вернуться на прежний курс. Но все таки мы этого не сделали и дошли. С железнодорожной насыпи памятник выглядит вот так:


Подходим ближе:


Вид сбоку:


Вид сзади. Белая насыпь - это железная дорога, именно тут немецкие самолеты уничтожали эшелон и людей, ехавших в нем:


На фотографии выше видно березу. Вот что по этому поводу написано в газете "Новая жизнь" (№17 от 08.05.2013):

Отряд туристов Шуйского индустриального техникума и пионеры-следопыты побывали на месте трагедии, возложили венки, посадили три березки с родной шуйской земли.
Возникает вопрос: причем тут Шуйский техникум. Ответ на него получить, если узнать чуть больше про этот эшелон. Обращаемся к статье С.Сайкина в газете "Светлый путь":
Эшелон с молодёжью, мобилизованной на строительство защитных сооружений под Ленинград, 10 октября отошёл от станции Шуя. В эшелоне были представители Шуйского, Южского, Палехского, Пестяковокого, Родниковского, Верхне-Ландеховского и Вязниковского районов (ныне Владимирской области). В Иванове к эшелону прицепили ещё несколько вагонов со студентами и рабочими областного центра.

Таким образом, на основе приведенных мною источников, делаем вывод, что данный эшелон состоял не из жителей нашей области, но так распорядилась судьба, что эти люди нашли свою смерть у нас, на, казалось бы, далекой от передовой, земле.

Приведу слова очевидца тех событий, бывшей студентки индустриального техникума Зинаиды Ивановны Толчеевой, взятые мной все из той же статьи в газете "Светлый путь":
«Только на остановке в Ярославле мы узнали, что нас везут к Ленинграду. Нас предупредили, что на пути следования могут появляться немецкие самолёты, что в этом случае лучше ложиться на пол вагона, обезопасить себя от обстрела с воздуха. В Ярославле многие из нас написали письма домой. Поезд медленно двигался к Рыбинску. И тогда мы услышали отдалённый гул самолёта, который нарастал. Я подвинулась ближе к двери вагона. Поднялась стрельба. Дальше — сильный взрыв, который, как показалось мне, приподнял и бросил в сторону вагон. Больше не помнила ничего. Очнулась в луже крови, забросанная обломками досок. Попробовала освободить ногу, но не смогла, ощутив резкую боль. С трудом приподняв голову, я увидела, как от насыпи бежали люди. Над ними низко летал самолёт с крестами на крыльях и обстреливал убегавших. Многие падали и больше не поднимались с земли. Потом нас, раненых, переносили к подъехавшим машинам, я узнала, что из сорока человек нашего вагона в живых осталось только девять человек... Отвезли меня в больницу города Рыбинска, туда же попала и наша студентка Нина Валуева. От неё я узнала, что недалеко от разбитого эшелона нашли нашего комсомольского вожака Зою Громову — всегда жизнерадостную заводилу добрых дел и начинаний. Была она еще живой, но без обеих ног, и умерла, не приходя в сознание. В больницу был отправлен и рабочий Шуйской объединённой фабрики Павел Хвостов, а отец его, ехавший с ним в эшелоне, скончался от ран. В тяжёлом состоянии на больничных койках оказались студенты Коля Гусев и Люся Пугина».
Оказывается, могила эта образовалась на месте воронки от снаряда. А сам памятник поставили в 1964 году. По официальным данным, здесь захоронен 81 человек. Найти какую-то информацию об этом эшелоне в Интернете - не очень просто, мне помогла вот эта табличка, размещенная на памятнике. Дата гибели этого человека и есть дата, когда немцы разбомбили эшелон:


Остальные плиты с именами погибших выглядят так:


Видно, что недавней реставрации не было:


Пробыв некоторое время у памятника, возвращаемся назад. В Лом. Снова проходим через те места, где уже были. Проходим через село, практически до перечеркнутой таблички с названием населенного пункта. Глядя в карту, там есть толи ферма, толи коровник, и через него можно немного срезать.


Странно, больших морозов еще не было, а вода в колее дороги промерзла "наглухо". Не по разу подскальзываемся, а я открываю счет падениям этой зимой.


На месте строений теперь руины, как будто все они попали под ковровую бомбардировку.


Дороги, ведущий через эту ферму - тоже нет. Возвращаемся назад, на главную дорогу из села. Идем в обход по плану "Б". Покидем Лом:


И сворачиваем на накатанную дорогу, идущую вдоль реки Пухарка:


Пухарка не большая, напоминает ручей. Еще не покрылась льдом:


Дойдя по дорожке до леса, натыкаемся на небольшую сложность - заболоченный участок. Лед тонкий - ломается, мне в моих "дудках" не пройти - одеваю бахилы.


Ну, а дальше, дорога вполне сухая и бахилы уже не нужны - зря одевал, надо было обойти проблемный участок.


Пухарка, бегущая слева от нас, тоже периодически натыкалась на препятствия, животного происхождения. От этих плотин вода издает звук горной речки. В лесной тишине - это очень приятно для слуха.


Примерно через 1 км лесной дороги, выходим на поле. Тут качество покрытия заметно хуже, идти не комфортно, а весной-осенью, совсем, думается, проблемно.


В начале 16 часа, доходим до лесополосы, что на реке Малая Эдома. Это ближе того места, где я планировал размещаться на ночлег, но время поджимает - скоро будет темнеть, да и усталость берет свое. Остаемся здесь. обживаемся...




В 18.45 садимся обедать гречкой с тушенкой. Классика жанра...


Ну а после обеда, как в поговорке - полагается тихий час, в дымных объятиях костерка...


За ночь выпало много снега. Снег шел почти всю ночь и утром уже окружающая нас природа больше напоминала о зиме.


Утро для меня началось в 8.30, с громкого возгласа Ивана о том, что мы проспали. Правда, что проспали - не уточнялось. Для тонуса бахаем по пакетику Нескафе и заедаем макаронным супом.


Затем были длительные и утомительные сборы. Только почти к полудню мы смогли тронуться с места стоянки к нужной нам дороге.


Вот так с дороги выглядит речка Малая Эдома, на которой мы стояли и из которой пили воду.


По дороге мы соглашаемся с тем, что первоначально запланированный маршрут будет подвергнут жесткой корректировке и изменен в сторону сокращения дистанции и сложности местности. Если первоначально мною предполагался выход на речку Эдома и идти по ней до Рыбинской трассы, то сейчас мы решаем не заморачиваться и идти по дороге. А на Эдому я еще вернусь - обязательно пройду вдоль реки, уж больно красивый на нее вид открывается с дороги Рыбинск - Ярославль.
В общем, через минут 10-15 ходу подходим к окраине села Столбищи. Мы подходим со стороны улицы Колхозная, о чем свидетельствует вывеска на доме.



Это село является контрольной точкой маршрута, поскольку в нем установлен памятник погибшим воинам. С помощью местных жителей находим его.


Интересная конструкция, аккуратная и современная.


Гранитные плиты напоминают аккуратные кости домино, выложенные шахматным порядком друг на друге, а в центре - вертикально расположенная квадратная стела. Не знаю, что это должно символизировать по задумке автора, но мне это напомнило трубу от сгоревшего деревенского дома. Подобного рода конструкции расположены в Хатыни, на месте домов.



Памятник ухоженный. Плиты выглядят как новые, но на одной, с тыльной стороны, замечен скол.


На главной плите вот такое нанесение:


Вид на монумент сбоку:


На сайте органов местного самоуправления (http://www.adm.yar.ru/), нашел более старую фотографию, но когда она сделана - я не знаю. Видно, что раньше не было заборчика, а вертикальная "труба" имеет другую облицовочную плитку. Возможно, это и есть основные элементы реконструкции памятника к 70-летию Победы.


После осмотра, двигаемся через Столбищи на дорогу, ведущую на Рождественное и на трассу Ярославль - Рыбинск. Чуть больше чем через час доходим до Рождественного. Здесь, по моим данным, тоже должен быть памятник. Но внешний вид этого населенного пункта заставил в этом усомниться - одна небольшая улочка, по бокам которой деревенские дома, никаких кирпичных административных зданий, возле которых, часто, и размещают памятники.
Уже собираемся разворачиваться и уходить к остановке, как вдруг глаз видит серую плиту между домами. По логике, на этом месте тоже должен стоять дом.


Ну, что сказать, пожалуй данный монумент, к сожалению, побеждает в номинации "Самый заброшенный памятник погибшим воинам на территории Ярославской области".


До этого момента, в данной номинации выигрывал памятник в селе Миглино: http://www.76pomnit.ru/2015/07/blog-post_29.html

Вот так увековечена память этих погибших людей из села Рождественное:

Вид сзади:


А вот летняя фотография с сайта http://www.adm.yar.ru/, не очень-то ухоженно:


На этой ноте мы завершаем наш маршрут. Узнаем где остановка. Узнаем, что не каждый автобус тут останавливается, а тот который гарантировано останавливается приедет через полтора часа.
Время подбирается к 14 часам. Занимаем места на остановке. Автобус, вопреки опасениям, подходит минут через 10. На нем и уезжаем.
За эти более чем сутки, мы прошли немногим более 20 километров. Из них в первый день - порядка 15. Не все удалось, что мне хотелось, но ничего, есть повод вернуться, в том районе как раз остались не осмотренные памятники на один маршрут.

Видеоверсию отчета о походе можно посмотреть на youtube-канале по ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=bxrvL2sXA-U

Комментариев нет:

Отправить комментарий